Как бизнесу планировать платежи — PROBUSINESS.IO

Почему составление платежного календаря — это мастхэв для бизнеса в кризис? Какие инструменты для этого существуют? Какую выгоду можно получить при грамотном планировании доходов и расходов компании? На эти вопросы порталу «Про бизнес» ответил руководитель консалтинга / IT-интегратора Первый Бит. NFP Павел Бритвин.
— Прибыль или деньги на счету? Для бизнеса ответ на вопрос должен быть очевиден: конечно, прибыль. Однако в условиях кризиса деньги выходят на первое место. Именно сейчас любой компании очень важно оставаться ликвидной — уметь своевременно исполнять свои финансовые обязательства. Нужно быстро рассчитываться с сотрудниками, своевременно платить налоги, взаимодействовать с поставщиками.
Для начала вполне подойдет и Microsoft Excel. Нужно создать структуру платежного календаря (в колонках — дни и недели, в строках — контрагенты, статьи, договоры), а затем вручную зафиксировать остаток денег на начало периода, планируемые поступления и платежи, прогнозируемый остаток на вечер каждого дня или недели.
Стоит отметить, что, когда штат компании увеличивается до 50 и более человек, все рабочие процессы начинают усложняться. Это же происходит и с платежным календарем — один человек уже не успевает его заполнять, а несколько начинают мешать друг другу и увеличивают вероятность возникновения ошибок. Таким образом, есть смысл переходить на специализированное программное обеспечение.
Прозрачность. Настройка прав доступа помогает в принципе избегать ошибочных изменений данных, а по аудиторскому следу можно отследить, какие изменения все же произошли, кто и когда их внес, какие значения были до этого. Это сильно снижает уровень ошибок из-за человеческого фактора и упрощает работу.
Интеграция. Календарь может сам смотреть в другие модули информационной системы, сопоставлять данные и автоматически доносить до казначея важную информацию. К примеру, система подсказывает, на какой срок можно перенести платежи без штрафных санкций, и это существенно помогает в балансировании платежной позиции.
Если я по платежному календарю увижу, что денег на погашение счетов сейчас нет, но через месяц планируется приход от надежного партнера, программа предложит мне продать эту дебиторку банку. Банк получит определенный процент, а мы получим «живые» деньги раньше срока. Естественно, без согласия партнеров так делать нельзя.