Как продавцам на маркетплейсах избежать штрафов от площадок — PROBUSINESS.IO

Правда, ускоренному развитию маркетплейсов поспособствовал ковид. Они существовали задолго до сложной эпидемиологической ситуации, но именно в период пандемии люди распробовали данный вид торговых площадок: онлайн-шопинг доступен круглосуточно, покупки не отнимают много времени (с помощью фильтров процесс выбора становится удобным и понятным), для того, чтобы получить свою покупку, не обязательно выходить из дома. К тому же, на маркетплейсе можно найти все: от продуктов питания до крупной техники. Таким образом, пандемия сформировала некий тренд на маркетплейсы.
Развитие маркетплейсов будет происходить по двум направлениям: стандартному и узкоспециализированному. Стандартное направление подразумевает собой рост селлеров на крупных площадках. Также будут наращивать обороты узкоспециализированные маркетплейсы, как это происходит Китае. На данный момент в России уже есть крупные представители этого направления: например, маркетплейс товаров для детей Акушерство.ru, а также Леруа Мерлен — маркетплейс товаров для строительства и ремонта. В свою очередь, проект Сбербанка и Группы компаний «Р-Фарм» — EАПТЕКА — также имеет отношение к развитию узкоспециализированных маркетплейсов, хотя на данный момент, это, скорее, подразумевает собой формат интернет-магазина, но уже лежит именно в направлении плоскости профилированных маркетплейсов.
Если две последние причины решаются дисциплиной, то с первой все не так просто. Проблемы начинаются из-за сложностей с контролем остатков. Это узкое место, с которым сталкиваются все селлеры вне зависимости от того, по какой схеме они работают: FBS или FBO. Самое распространенное явление — это пересортица: селлеры не находят свой товар на складах маркетплейсов. Бывали случаи, когда селлер отправлял 100−200 тыс. единиц продукции, из которых маркетплейс принял, в лучшем случае, 95%. В итоге продавец списал товар со своего склада, даже карточку товара закрыл, а через 2,5 года ему упал остаток.
Если селлер торгует на одном маркетплейсе, то можно справиться в ручном режиме или с помощью excel, т.е. не автоматизируя бизнес-процессы. Но такое вряд ли сработает, если цель — охватить несколько торговых площадок. Слишком велик риск: вовремя не отправили товар (не оказалось на складе) — получите штраф. В лучшем случае, это будет блокировка личного кабинета на несколько дней, в худшем — перманентный бан за нарушение политики маркетплейса. Штрафы за нарушения распространяются вне зависимости от рейтинга селлера. К тому же, если карточка селлера не обеспечена остатками на 7 дней, исходя из средней продажи этой карточки, то Wildberries перестает показывать эту карточку в органической выдаче для покупателей.