Как владелец сети магазинов «Swed House» пытается стать новой IКЕА для рынка СНГ — PROBUSINESS.IO

В 2022 году начало военных действий в Украине перевернуло реалии бизнеса в СНГ и заметно переформатировало рынок. Одни компании заявили об уходе, другие провели серьезные сокращения, а кто-то и вовсе стал банкротом. Но новая реальность неизбежно открывает возможности. Такого мнения придерживается и владелец сети «Swed House» Мурат Шагылыджов, который открыл уже 5 магазинов и не собирается останавливаться. В планах до конца 2023 года — иметь 10 магазинов в Беларуси, России и других странах. «Про бизнес» пообщался с предпринимателем о трудностях в бизнесе, пути компании и амбициозных планах стать новой IКЕА для СНГ.
— Я занялся предпринимательством, когда мне было 22 года, — еще в Туркменистане. Тогда я организовал оптовые поставки товаров из Китая, России и других постсоветских стран в Туркменистан. Моим наставником, руководителем и ориентиром всегда был отец — крупный предприниматель, который очень многое мне дал. В 2017 году вместе с партнером мы задали сами себе вопрос: «Как выйти за пределы Туркменистана? Где лучше всего начать свой бизнес?». Решающим фактором в пользу Беларуси стало хорошее понимание местного рынка. Здесь, в Гродненском университете, я получал юридическое образование, суммарно прожил больше 10 лет. Страна стала мне очень близкой, было понятно как и что организовывать.
Конечно, IKEA любят в том числе за отличный сервис, а нам пока рано об этом говорить. Мы открываем филиалы в очень ускоренном темпе. Запущен большой процесс производства, товары начали поступать и складироваться, но ждать полный перечень ассортимента уже нет физической возможности. Сейчас в магазине только 20−30% от того, что должно быть уже осенью. Чтобы ждать до осени, нам нужно либо арендовать огромные складские помещения, либо начать движение. Мы не можем ждать, поэтому решили открывать экспериментальные магазины, как в Новополоцке. Сейчас у нас уже 5 магазинов: два в Минске, по одному в Новополоцке и Могилеве, а также один в Москве. Стратегическая цель к концу этого года — 10 действующих магазинов на территории СНГ. Скорее всего, в Беларуси откроем еще один филиал, но основной упор будем делать на запуск в Москве и Петербурге, где запланированы открытия четырех магазинов — по 2 на каждый город.
Даже по своему опыту мы знаем, что раньше условное кресло с наценкой 60% стоило 700−800 рублей, а сейчас оно стоит 450 рублей. Стали ли мы зарабатывать меньше? Нет. Мы просто начали продавать больше. Это создало возможность покупать. Любой предприниматель — это слуга спроса. Мы служим нашим потребителям, а они нам приносят деньги. Нас ограничили в ценах, но заставили быстрее двигаться. Сейчас пришло время заработка за счет товарооборота. Объем торговли явно увеличился, поэтому пусть другие предприниматели не говорят, что их заработок пострадал. Еще один плюс постановления — исключение звена торговых посредников. Раньше мы часто продавали товары не напрямую торговой сети, а посредникам. Конечно, это отражалось на кошельках потребителей.
Большинство журналистов, которые приходили ко мне за интервью, желали лишь успеха. Ну, а как вообще можно говорить негативно о том, что уже работает? Если ты говоришь, что все плохо, то иди и сам сделай лучше. Зачем меня осуждаешь? Мы стремимся создать что-то такое, что поднимет настроение покупателю и даст ему возможность приобретать товары для дома, где он хочет создать комфорт и уют. Мы работаем с настроением человека. Мы нацелены на комфорт людей — для нас это основа. Раньше торговым сетям не было важно, какого качества их товары. Им было важно, сколько это стоит. Мы эти товары возили, они ломались, но мы все равно возили, потому что люди их покупали. Очень радует то, что мы ушли от этого. Теперь наш приоритет — качество, а не цена, хотя и ее мы хотим сделать доступной.