История девушки из российской глубинки, которая стала печь удивительные антигравитационные торты и построила на этом успешный бизнес — PROBUSINESS.IO

В начале окружающие твердили мне, что это не мое, что нужно заняться чем-то более серьезным и стабильным. Меня не поддержал даже супруг, но сейчас я его понимаю: действительно сложно увидеть потенциал даже в самом близком человеке, если он — абсолютный новичок в своем деле. Но я не сдавалась, продолжала печь торты в свое удовольствие. Мне это нравилось, приносило какие-то деньги, но я не воспринимала свою деятельность как работу и совсем не задумывалась о совершенствовании навыков. К кондитерству я относилась, как к искусству и не ждала быстрых результатов.
Набравшись опыта, мне захотелось делиться с миром тем, что делаю. Я создала страницы в соцсетях — сначала «Вконтакте», позже — в ныне запрещенной в России соцсети. В то время еще никто не знал, как продвигаться на данных площадках. И, опираясь на интуицию, я просто выкладывала фотографии своих работ — без особого смысла. Соцсети были так называемой визитной карточкой, люди подписывались, потому что им было интересно. С появлением таргетированной рекламы, я пару раз запускала ее сама, иногда привлекала таргетолога, но б о льшая часть аудитории в моем аккаунте — все же органическая.
Тогда же мне удалось посотрудничать с организатором свадеб во Франции. Кастинговый проект призывал на работу разных специалистов из России (стилистов, флористов, визажистов, фотографов, декораторов, видеографов и, конечно, кондитеров). Стоимость участия была около 100 тысяч российских рублей, а килограмм торта у меня тогда стоил 900 рублей. Я подсчитала, сколько тортов мне нужно успеть сделать до поездки, прибавила сумму с кредитной карты — и решила ехать. Торт на свадьбу также создавался полностью за мои деньги. А через месяц меня пригласили во Францию снова, на этот раз все расходы взял на себя заказчик. С той поездки я ничего не заработала, вышла в ноль, но это был незаменимый опыт, о котором я вспоминаю по сей день.
В моменты кризисов и тотальной усталости я рекомендую людям творческих профессий откровенно поговорить с собой и расставить приоритеты. Для себя в тот момент я поняла, что не хочу бросать кондитерское дело, но если продолжу работать в таком же темпе — это не приведет ни к чему хорошему. Так я пришла к первому опыту делегирования. Это всегда сложный этап для любого начинающего предпринимателя, ведь кажется, что никто не сможет сделать работу так, как ты. Я попросила сестру печь бисквиты для тортов, чтобы сэкономить время, но они не получались такими, как у меня. Я не могла их использовать.
Конструкции для моих первых антигравитационных тортов мне помогал делать муж. Тогда он уже верил, что у меня большое будущее в кондитерском искусстве и всячески содействовал моему развитию. С каждым изделием я все больше оттачивала свое мастерство, у меня начало появляться представление о своей целевой аудитории, я поняла, какие торты хочу делать и какие — не хочу. Сейчас я тоже учу своих студентов не соглашаться на торты, которые им не нравятся. Не обязательно для этого отказываться от заказа, можно предложить клиенту свою идею. Возможно, она будет даже лучше: просто клиент мог не знать, что такое возможно.
Спустя 7 лет после начала своей кондитерской карьеры я захотела обучать созданию антигравитационных тортов. По стечению обстоятельств я познакомилась с основательницей женских клубов в Нижнем Новгороде. Она ежегодно устраивала мероприятия для участниц и попросила меня приготовить торт для одного из них бесплатно, в качестве коллаборации. Для меня это было достаточно затратно — потратить деньги на дорогу, проживание, ингредиенты. Но я долго не раздумывала и, чтобы окупить вложения, решила провести свой первый живой групповой мастер-класс в этом городе.
Делая свои первые торты на домашней кухне, я и подумать не могла, что нужно как-то регистрировать свою деятельность, ведь это просто было делом для души, а заработок — скорее приятным бонусом. Но это продлилось до того момента, пока мне не позвонила налоговая и не попросила заплатить штраф. Сумма была около 500 рублей, после чего я зарегистрировала свою деятельность как самозанятая и продолжила печь торты, но уже в роли полноценного домашнего кондитера. А когда появилась своя онлайн-школа, я сразу решила, что буду вести бизнес максимально чисто и прозрачно, поэтому зарегистрировала ИП и вовремя плачу все налоги.
Школа начала расти стремительно: видимо, помог уже сформированный личный бренд, который я стала развивать практически в самом начале карьеры. Благо у меня торговое образование и я активно использую навык продаж в роликах. Однако пропорционально росту бизнеса должна увеличиваться и команда, но в этом кроется основная проблем предпринимателей с нестандартным бизнесом. Творческих людей сложно мотивировать деньгами: даже если ты пообещаешь им большую зарплату — они не станут работать эффективнее. К каждому сотруднику важно найти свой подход, и каждый должен быть на своем месте.
Переломный момент в жизни любого творческого человека, мечтающего построить бизнес на любимом деле, начинается в момент, когда он понимает, что не может больше только творить. Теперь необходимо контролировать процессы, заниматься управлением персонала, строить стратегию развития и отслеживать эффективность сотрудников. Безусловно, все эти задачи со временем можно делегировать управляющему, однако первое время придется ненадолго оставить творчество и стать исключительно управленцем. Ведь, чтобы делегировать бизнес, нужно разбираться во всех его нюансах. Иначе есть риск, что вас обманут. В начале моего пути в предпринимательстве мне тоже приходилось делать все самой, чтобы понять, как это работает изнутри. Однако теперь я занимаюсь только творчеством, а мои сотрудники работают над тем, чтобы мое творчество приносило прибыль компании.